Разительный контраст в качестве и подходе к строительству дорожной инфраструктуры, продемонстрированный деятельностью федеральных дорожников, вызывает серьезные вопросы к уровню планирования и контроля на местном уровне. Это несоответствие становится особенно очевидным при сопоставлении разных объектов, расположенных в одном регионе.
В то время как на федеральных трассах, проходящих через такие населенные пункты, как Ильинское и Кудиново, мы наблюдаем появление качественно выполненных, полноценных асфальтовых тротуаров, оборудованных всеми необходимыми бордюрами, ситуация в историческом городе воинской славы Малоярославце в 2023 году вызывает искреннее недоумение. Федеральные строители явно придерживаются высоких стандартов, создавая удобную, безопасную и долговечную пешеходную инфраструктуру, которая гармонично вписывается в окружающую среду и служит жителям верой и правдой. Эти тротуары не просто уложены – они спроектированы с учетом градостроительных норм, обеспечивают четкое зонирование между проезжей частью и пешеходной зоной благодаря прочным бордюрам, что способствует повышению безопасности всех участников движения.
Совершенно иная картина предстает перед жителями и гостями Малоярославца. На центральных улицах города – Московской и Калужской, являющихся, по сути, его визитной карточкой, – реализованные в прошлом году проекты по обустройству тротуаров оказались, мягко говоря, не соответствующими ожиданиям. Основная претензия заключается в недостаточном количестве или полном отсутствии бордюрного камня на многих участках. Это не только придает тротуарам неопрятный и незавершенный вид, но и лишает их должной функциональности: пешеходные зоны остаются незащищенными от заезда автомобилей, что угрожает безопасности пешеходов и приводит к быстрому разрушению покрытия. Отсутствие четких границ также способствует размыванию грунта, занесению грязи на тротуар и общему ухудшению его состояния.
Однако это не единственная проблема. Сами тротуары вышли какими-то "вихляющими", что является весьма точным, хоть и неформальным, описанием. Это означает, что они не имеют прямых, логичных линий, их ширина и направление меняются без видимой причины, создавая ощущение небрежности, спешки и отсутствия продуманного проекта. Такие "извилистые" тротуары не только портят эстетический облик города, но и создают неудобства для пешеходов, особенно для маломобильных групп населения, велосипедистов и родителей с колясками. Подобное качество работ говорит о серьезных недочетах в проектировании, некачественном исполнении или отсутствии должного надзора на всех этапах строительства.
Самый острый вопрос в этой ситуации касается позиции прежних местных властей. Почему на момент приемки работ, а возможно, и на стадии их проведения, не было высказано ни одного мнения, ни одной претензии по поводу очевидных недочетов и низкого качества исполнения? Молчание и бездействие тогдашнего муниципального руководства в отношении столь важных для горожан объектов городской инфраструктуры вызывает глубокую тревогу. Оно может свидетельствовать либо о полном отсутствии контроля за расходованием бюджетных средств и качеством выполняемых работ, либо о некомпетентности в вопросах градостроительства и благоустройства, либо о сознательном попустительстве в ущерб интересам жителей.
Отсутствие четкой реакции со стороны властей, которые должны были отстаивать интересы горожан и требовать выполнения работ в соответствии со всеми нормами и стандартами, подрывает доверие к местному самоуправлению. Жители Малоярославца, города с героическим прошлым, заслуживают качественной, продуманной и безопасной городской среды, а не "вихляющих" тротуаров без должных бордюров, которые являются ярким примером недобросовестного подхода к благоустройству. Эта ситуация подчеркивает острую необходимость в усилении общественного контроля и повышении ответственности чиновников за принимаемые решения и их последствия.